Исход

Прощание

Прощание с В.Высоцким

Нет сомнения в том, что В.С.Высоцкий, несмотря на все свои срывы и неуравновешенную, изматывающую здоровье и нервы жизнь, вопреки всем мучавшим его страстям и искушениям, останется в памяти народной как жизнеутверждающий и мужественный, поэт, который стремился, как мог, жить прямо и не по лжи. Если бы не было в нашей жизни Высоцкого со всей его потрясающей личностью и творчеством, в жизни России образовалась бы дыра, вакуум. Он — многомерное лицо своей великой и страшной эпохи, ее гражданский мученик и глашатай.

Высоцкий трагически рано ушел из жизни из-за превысившего его человеческие возможности и жизненную силу напряжения, от надвинувшихся болезней и тяжких духовных состояний — все растущей обложной тоски и чувства безысходности.

Стремясь, как истинный поэт, охватить всю боль эпохи (когда торжествовала наглая ложь и неслыханно попирался образ Божий в человеке) и поднять все значимые и жизненно важные проблемы, он сгорел наподобие стремительно пролетевшей звезды в ночи. Его душа надломилась от колоссальной тяжести и боли раздираемого всеми смертными грехами и духовно разлагающегося общества. Ни друзья, ни близкие в принципе здесь не могли ничего изменить, хотя на душевном уровне они и несли Высоцкому определенное утешение. В глубине своей исстрадавшейся души поэт, увы, всегда оставался наедине с собой.

Удаленность от Бога и Его Церкви, невыносимое страдание от внутреннего одиночества, горькое ощущение огромной лжи окружающего мира, не признающего Христа, отсутствие в критические моменты тех, кто мог бы реально облегчить его страдание: любящих и верующих людей, опытного священника — окончились духовным кризисом и мучительной смертью. Сердце его, как и весь организм, не выдержало колоссального груза внутренних переживаний и противоречий. Сказалось и многолетнее злоупотребление спиртным (а в последние годы, конечно же, и наркотиками), через которое он, видимо, пытался расслабиться и, может быть, хоть на какое-то время забыться. Слишком серьезным и страшный был круг поднятых им проблем.

Когда-то подобные вопросы затронул Сократ — и его заставили принять кубок с ядом. Приоткрывший сокровенные тайны жизни и обессиленный ее кондовой бытовой прозой вкупе с плотскими страстями, скончался от смертельной раны в живот Пушкин. В творчестве Высоцкий, подобно им, на свой страх и риск коснулся вечности — а это, как показывают нам судьбы всех великих людей, никогда не проходит даром:

Мои друзья ушли сквозь решето —
Им всем досталась Лета или Прана, —
Естественною смертию — никто.
Все — противоестественно и рано.

(«Я не успел»)

Эти слова, написанные им лет за десять до смерти, оказались пророческими. Его добровольный крест — «наматывать мили на кардан» в поисках горизонта и быть путеводной звездой для современников — привел поэта к моральному и физическому истощению. За свой сверхчеловеческий рывок он заплатил тяжкими мучениями и тяжкой смертью.

25 июля 1980 года Черный человек, вестник смерти, который являлся когда-то к Сергею Есенину, пришел (уже не в первый раз) и к Владимиру Высоцкому. За неизбежным расчетом.

На смертном одре лицо Поэта, которое еще накануне отражало только одно нечеловеческое страдание, разгладилось и обрело поистине пушкинские черты. Это заметили все люди, пришедшие попрощаться с великим современником.

Я, конечно, умру —
                                    мы когда-то всегда умираем,
Как бы так подгадать,
                       чтоб не сам — чтобы в спину ножом: 
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, —
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
В грязь ударю лицом.
Завалюсь покрасивее набок...

(«Райские яблоки»)

И, тем не менее — таинственна и непостижима для нас участь этого сверхъяркого человека, который, будучи нецерковным, в течение своей жизни стремился, тем не менее, жить согласно с внутренними законами человеческой совести. Мы знаем, что Господь будет судить всех, не пришедших и не успевших войти в церковную ограду ко Христу, именно по закону совести, написанному на платяных скрижалях сердца.

Да, поэт сорвался, сократив себе произвольно жизнь наработанными недугами, как телесными, так и душевными. Он не встал на узкий и тесный, но благодатный путь спасения через Церковь. За стечением обстоятельств, за гнетом страстей и злых людей стоял сам дьявол. Ведь именно он, отец всякой лжи, стремится всеми силами погубить прежде всего тех, кто отмечен Богом наиболее щедро — дабы те не умножили данных им талантов, не пришли ко Христу сами и не привели к Нему других духовной силой своего творчества (главная цель истинного творчества — возбуждать в нас слезы покаяния по поводу нашей злой греховности, изображать непреходящее величие христианских добродетелей и прославлять Бога).

Конечно, никто не должен умалять личной ответственности самого человека за устроение своей судьбы. Нельзя все списывать на дьявола и на подстраиваемые им обстоятельства (козни). Если человек, имея свободную волю, cам всей душой и всем сердцем прилепится — через покаяние и осознание ужаса своих грехов, бесчисленных как песок моря, — ко Христу Спасителю, то никакая злая сила не сможет помешать ему спасать свою бессмертную душу.

Тот, кто борется с дьяволом с помощью Спасителя, подтверждает тем самым свою деятельную любовь ко Всевышнему и ближним, обретает великий смысл жизни, заключающийся в единении с Богом — и смерть его будет прорывом в благословенную вечность, ибо «не слышало ухо, не видело око, и не всходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9).

И все же, если только мы сегодня не декларативно, а на деле желаем бороться за возрождение традиционной христианской духовности, наше традиционно сердобольное и сострадательное отношение к поэтам России (а в их судьбе всегда — общее настроение и боль всего российского общества — всех времен) следует распространить и на творчество российского поэта Владимира Семеновича Высоцкого, молясь о том, чтобы Господь принял его в свое лоно и определил ему, по Своей неизбывной любви, быть там, где этому великому земному страдальцу будет навсегда хорошо.

Я из дела ушел, из такого хорошего дела.
Ничего не унес — отвалился в чем мать родила,—
Не затем, что приспичило мне —
                                                просто время приспело.
Из-за синей горы понагнало другие дела.
...А внизу говорят — от добра ли, от зла ли, не знаю:
«Хорошо, что ушел — без него стало дело верней!»
Паутину в углу с образов я ногтями сдираю.
Тороплюсь — потому что за домом седлают коней.
Открылся лик — я стал к нему лицом,
И Он поведал мне светло и грустно:
«Пророков нет в отечестве своем, —
Но и в других отечествах — не густо...»

(«Я из дела ушел»)

На смертном одре

На смертном одре в квартире на Малой Грузинской. На шкафу в углу стоят иконы; и без “паутины”

Нет сомнения в том, что в этой исповедальной песне поэт пишет о грядущем конце своей жизни и о встрече со Христом. Это Его светлый Лик на иконе расчищает Высоцкий от паутины забвения, чтобы припасть к Нему и через горячие слезы покаяния исповедовать своим Спасителем — и через Него воскреснуть к вечной жизни. По внутреннему настроению песни это ощущается совершенно четко.

А иначе — зачем спешить к Нему в преддверии смертного часа? Ответ здесь лишь один: Христос — единственный выход из ее ледяной хватки.

***

Как-то один христианин выразил безапелляционную уверенность в том, что Высоцкому после смерти уготованы вечные муки. За пьянство, за прелюбодейство, за блатной эпатаж и за наркотики. «Ты только посмотри на образ его кончины! — уверенно говорил он мне. — Какова кончина человека, такова и его участь в вечности».

Что ж, внешне — все верно. Но если рассуждать именно в этом ключе, то и мы — все без исключения — непременно подпадаем под те же осуждение и смерть. Каждый настоящий христианин знает о себе то, что его грехи — бесчисленны, как песок морской, и уповает только на милость Божию, что превозносится над судом.

Поэтому не надо все решать за Бога.

Гораздо полезнее учиться великодушно прощать падших и страдающих людей, наших ближних. Глядишь, в свое время и нас в чем-то помилуют... Но не это главное, не торги, а любовь Христова, которой любят не рассуждая, от горячего преизбытка милостивого сердца. Разве не так?

Суды Божии — не суды человеческие. (И если мы сегодня не декларативно, а на деле желаем возрождения христианской духовности, наше традиционно сердобольное и сострадательное отношение к поэтам России [а в их судьбе всегда — общее настроение и боль всего российского общества — всех времен] следует распространить и на творчество истинно русского поэта Владимира Семеновича Высоцкого, молясь в сердце о том, чтобы Господь принял его измученную душу и определил ей по Своей неизбывной любви быть там, где этому великому земному страдальцу будет навсегда хорошо).

Тайна крещения СодержаниеШестидесятники