Не национальность, а человечность

Владимир Высоцкий представлял собой принципиально нестандартную, живую и «неудобную», то есть не укладывавшуюся в рамки «советского образа жизни» личность. Яркий талант поэта в его лучших проявлениях олицетворял гражданскую любовь и сострадание к ближним, плененным безбожным соцбытом.

В Высоцком не было никакого узкого национализма — ни еврейского, ни славянского. Близкое окружение поэта свидетельствует, что самым главным в людях для него была не графа «национальность», не кровь, не цвет кожи, не разрез глаз, не сословие и не достаток, а человечность, душа и, прежде всего, степень готовности положить эту душу «за други своя». Именно поэтому Высоцкий так сильно ценил дружбу и преданность. Эти качества человека были для него прямой дорогой к той жизни, которая устремлена в вечность, в гармонию и спасение. Так что не стоит при характеристике поэта пристрастно (то есть, с безудержным обожанием или со слепой ненавистью) обыгрывать лабораторные проценты его крови.

С родителями

Евгения Степановна Лихалатова (мачеха B.C.Высоцкого),
Семен Владимирович (отец) и Володя,
г.Эберсвальде, Германия, 1948

Поэту его четверть еврейства отнюдь не мешала ощущать себя совершенно русским человеком по духу, культуре и менталитету (вспомните песню поэта о своем пребывании в Париже в гостях у Михаила Шемякина, где Высоцкий, сопротивляясь козням французских бесов, пишет, что «бесу наших русских душ сгубить не удавалось»). Равно как и его преобладающая русская кровь выявляла лишь самое доброе и возвышенное в русском народе, в том числе в его отношении к тому же еврейству, судьбы которого вот уже второе тысячелетие тесно переплетены с Россией:

Эх, Гиська, мы одна семья.
Вы тоже пострадавшие,
А а значит обрусевшие,
Мои без вести павшие,
Твои безвинно севшие.

(«Автобиография»)

Высоцкий затронул сердца многих людей, пробудив в них смутную тягу к положительным нравственным началам, чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей; он способствовал появлению в обществе стремления, пусть и неясного, к утерянной когда-то христианской духовности. Его лучшие стихи призывали к мужеству и пробуждали желание жить достойно, а не молча и не по-рабски. Его творчество, свободолюбивое и не дискредитированное угодничеством перед «единственной верной идеологией», подавало людям стимул к освобождению от ненавистного комплекса страха, забитости, потерянности и патологического недоверия друг к другу (порождение эпохи всеобщего доносительства). А уже одно это — совсем немало, правда ведь?

Автор книги знает фронтовика В., который в годы войны возглавлял партизанский отряд в Крыму. По доносу был арестован, подвергся пыткам, этапом был направлен к Белому морю, в концентрационный лагерь под Инту и помещен там в барак с уголовниками. Он провел в заключении десять лет. Унижения, жестокость, мат-перемат, грязь и цинизм. Однако фронтовик за все время пребывания в неволе не пал духом и ни разу не произнес ни одного бранного слова. Это был образованный и исполненный любви к людям истинно русский интеллигент, потомок известного дореволюционного писателя.

Освободившись, он остался в заснеженной Инте и работал на местной ТЭЦ. Когда В. узнал о Высоцком и прослушал его песни, то не раз говорил: «Он помогал мне жить. Когда мне было трудно и плохо, я включал его записи, и мне вновь делалось легче». Это — слова человека с огромным жизненным опытом, познавшего много горя и людской подлости, прошедшего горнило войны и лагерей, но не озлобившегося и оставшегося человеком. Конечно, он слушал не «блатной» цикл, фактуру которого знал не понаслышке, а более поздние песни гражданского и лирического плана. Фронтовик, который был старше Высоцкого лет на двадцать, искренне уважал поэта и испытывал к его творчеству доверие и неподдельный интерес...

И таких людей было десятки тысяч.

...Высоцкий не связал свою жизнь ни с «несгибаемой» когортой идеологического отдела КПСС, ни с партией и коммунизмом в целом: он остался свободным от официоза человеком, принцип которого был — жить не по лжи. Насколько ему это удалось — другой вопрос. Но всеми силами своей души он стремился быть предельно честным в этой жизни. И люди по достоинству оценили — еще при жизни поэта — его творчество, предназначенное обществу, чье горе и радости он не побоялся разделить.

Определяющим качеством Высоцкого была любовь к людям. Любовь и жалость. И — доброжелательность. Это ощущали все, кто общался с ним. С великой жалостью (и это тоже немаловажно) он относился и к животным. Это видно по всем его песням с соответствующей темой.

Зрелые песни поэта звали к размышлению над жизнью и ломали сложившиеся в обществе стереотипы слепого повиновения общественному и личному злу в его самых различных проявлениях.

Сейчас, когда прошло время и улеглись страсти, можно однозначно сказать, что Высоцкий был одним из наиболее выдающихся людей своего времени. По силе влияния на умы и настроения россиян в 60-70-е годы, его можно поставить рядом только с А.И.Солженицыным.

Так что пусть не обижается С.Ю.Куняев.

На земле и на небеСодержаниеОт Германии до Большого Каретного