На земле и на небе

Владимир Высоцкий

Глядя на то, как прочно вошел Владимир Высоцкий в живую память народов России, признаешь правоту принципа: время все расставляет по своим местам.

Поэт увековечен в истории: по-прежнему идут полюбившиеся народу фильмы с его участием и звучит, разрывая эфир, его неповторимый голос. В народе на слуху — крылатые фразы из его произведений. Откройте любую спортивную газету — и в ее заголовках вы непременно найдете цитаты Высоцкого: «Удар, удар, еще удар!» «Молились строем — не помогло!», «Профессионалам — зарплата навалом!», «Рванул как на пятьсот» и т.д. Или — популярные медицинские издания: «И если б водку гнать не из опилок...» В политических кулуарах тоже царит Высоцкий: у экс-президента и нынешнего премьера России В.В.Путина цитаты из песен поэта — в большом ходу. Так, в одной из бесед с губернаторами на непростые финансовые темы он прямо спросил у присутствовавших: «Где деньги, Зин?!»

Молодежь России третьего тысячелетия также безоговорочно приняла поэта. Один писатель, живущий в районе Борисовских прудов, часто совершает утренние прогулки по берегу водоема. Совсем недавно он стал свидетелем того, как в трех машинах из пяти, припаркованных у воды, звучали песни Высоцкого. Слушала его вполне адекватная молодежь, не в наколках, не «братки».

Несколько труднодоступных горных перевалов носят имя поэта. На многих монументах, установленных в местах тяжелых боев Великой Отечественной, выбиты тексты его военных песен. В глубинах Солнечной системы мерцает планета ВладВысоцкий № 2374.

Вместе с тем сегодня есть немало людей, особенно среди верующих, чье отношение к личности и творчеству Владимира Высоцкого неоднозначно. Так, многие христиане (речь идет о представителях самых разных конфессий) составили о нем негативное представление, как о закоснелом грешнике («Водку пил и о водке писал... какой это поэт?!.. Алкоголик, прости Господи!..»)

Основания для критики у них, увы, есть: в жизни Высоцкого было и пристрастие к спиртному, а впоследствии, незадолго до смерти — и к наркотическим стимуляторам перед гастролями и выступлениями.

Кроме того, мы так или иначе осведомлены о его так называемой блатной лирике — цикле ранних песен, хоть и талантливых, но откровенно романтизирующих быт уголовников, шпаны и воров и создающих из них образы героев, наделенных мужеством, смелостью, компанейской дружбой, «великодушием» к возлюбленным женщинам своего круга и «благородной» ненавистью к врагам:

Нам вчера прислали из рук вон плохую весть.
Нам вчера сказали, что Алеха вышел весь.
Как же так — он Наде говорил, что пофартит.
Что сыграет свадьбу, на неделю загудит.
Но не видать девахе этот свадебный гудеж.
Потому что в драке налетел на чей-то нож....

Весна еще в начале, еще не загуляли.
Но уж душа рвалася из груди —
Как вдруг приходят двое с конвоем, с конвоем —
«Оденься!» — говорят, — «И выходи!»
Я так тогда просил у старшины:
«Не уводите меня из весны!»...

(1962)

За меня невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги.
За меня другие отпоют все песни
И быть может, выпьют за меня враги...

(1963)

Отрицательный взгляд на творчество Высоцкого высказал и современный историк патриотического направления Олег Платонов, признавший в нем самобытный талант, но, наряду с этим, утверждавший его полную подчиненность идеологии космополитической интеллигенции.

Шумным успехом среди интеллигенции «малого народа», — пишет он — пользовался один из ее наиболее ярких представителей, еврейский бард В.Высоцкий. Не лишенный песенного таланта и за это принимаемый частью русских людей, деформированных десятилетиями космополитической власти, этот бард, тем не менее, был глубоко чужд России, примешивая в ее культуру несвойственные ей блатные, уголовные нотки.

В подтверждение своей мысли О.Платонов приводит слова поэта С.Ю.Куняева:

Высоцкий многое отдавал за эстрадный успех. У «златоустого блатаря», по которому, как сказал Вознесенский, должна «рыдать Россия», нет ни одной светлой песни о ней, о ее великой истории, песни, написанной с любовью или хотя бы блоковским чувством... Знаменитый бард ради красного словца не щадил наших национальных святынь. Песни его... не боролись с распадом, а наоборот, эстетически обрамляли его.

Вполне понятно, как трудно заново переписывать историю России XX века и выпускать подряд, за сравнительно короткий срок, сразу несколько объемных томов. В «Терновом венце России» О. Платонова события, в том числе и советского периода, изложены, безусловно, весьма интересно, личностно, убедительно. Но далеко не все в этой книге бесспорно.

Историк О.Платонов стремится дать массовому читателю ключ к верному пониманию прошлого и настоящего, обеспечить целостное видение событий. Но искренне жаль, что ради актуальной и своевременной задачи — выработать для людей верные политические и духовные ориентиры — отдельные проблемы и живые люди привычно (нам ли не привыкать-то?) и прямо-таки «по-советски» конъюнктурно ужимаются автором до «нужной» схемы, а в результате страдает истина.

Значимость творчества В.С.Высоцкого отнюдь не укладывается в прокрустово ложе эмоционально окрашенных журналистских ярлыков, на которые, по разным причинам, не поскупились и Олег Платонов, и Станислав Куняев.

Что ж, давайте разбираться.

ПредисловиеСодержаниеНе национальность, а человечность