P.S.

Сегодня существует — правда, в пассивно-маргинальном виде, — тенденция канонизировать как Талькова, так и Высоцкого. Автор лично видел в Интернете иконы и того и другого. Красивые, светлые образы с золотыми нимбами...

Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез, —
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив «Ахиллес».

(«Памятник»)

Что можно сказать по этому поводу? Не надо никого искусственно «заколачивать» в позолоченные рамки. Святость — это не просто богоугодный жизненный путь (хотя в наше «опущенное» и духовно дикое время некоторым кажется, что даже сохранение простого человеческого облика — это уже святость...) и честное исполнение своего профессионального и гражданского долга. Святость — это уподобление Христу по Его заповедям, она включает в себя великую кротость, плач духовный, деятельную ненависть к греху, дивную чистоту сердца и помыслов, открытое исповедничество Бога перед людьми — до конца, до крови. А то ведь в миру совершается много разных подвигов. И коммунисты бросались в огонь и в воду за свои идеи, но святыми их назвать невозможно, ибо идеи эти были замешаны на крови. Или, скажем, военные подвиги воинов Чингисхана. Для себя они, может, и святые, а для покоренных народов — зверовидные оккупанты и насильники. Но это, как говорится, примеры из другой серии.

Понятно, что имеют в виду сторонники канонизации — оба поэта много пострадали. Так, Высоцкого безжалостно мучило противоречие между стремлением жить не по лжи и теми непростыми жизненными обстоятельствами, как общественными, так и личными, в которых он пребывал. От этого — и его жуткие страдания. Он, действительно, страдалец, достаточно ознакомиться с хроникой последнего периода его жизни (книга «Правда смертного часа» талантливого публициста В.Перевозчикова). Но все эти страдания в основном были произвольными, то есть порожденными теми или иными личными страстями.

Но, несомненно, были и гораздо более высокие, чисто духовные мучения, связанные с мужественным стоянием за правду.

Тальков был убит и отошел ко Господу в результате насильственной смерти. Обстоятельства ее запутаны, но ясно одно: даже если бы выстрел в него произошел вследствие спонтанно возникшей ссоры за кулисами, все равно — с духовной точки зрения Игорь Тальков погиб в борьбе со злом, по отношению к которому он занял активную позицию неприятия и последовательно шел навстречу смертельной опасности.

Однако в истории России было немало достойнейших людей, которые проживали свою жизнь честно и прямо (например, Петр Аркадьевич Столыпин), глядели смерти в лицо (и часто насильственно погибали), но все они, тем не менее, остались в памяти народной как подвижники дела и духа, высокие профессионалы и преданные России борцы. Возьмем Козьму Минина и князя Дмитрия Пожарского. Уж они-то, наверное, не менее достойны прославления, чем многие и многие из нынешних претендентов! А писатель и философ Иван Ильин?!.. А тот же Александр Сергеевич Пушкин?!.. А Сергей Есенин? Все они многое сделали для России, их заслуги несомненны. Но можно ли их назвать святыми? Нет.

Святые — это преподобный Серафим Саровский, святитель Иоанн (Максимович), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Поэтому давайте все же на фоне таких величин будем более скромными — при всей нашей любви к Высоцкому и Талькову. А то, в конце концов, можно договориться и до того, что мы сами себя в святых запишем — ведь мы тоже страдаем, мучаемся, скорбим, плачем. Действительно, чем не мученики?..

Думается, что ни Владимир Семенович, ни Игорь Владимирович на святость никогда не претендовали и о нимбах не помышляли. А потом есть же ведь и другие категории определения их доблести в обществе. Вот туда они как раз полностью и вписываются.

Они — подлинно гражданские герои.

Так что не стоит доводить ситуацию до абсурда. Будем утешаться лучше тем, что Всеблагий Господь всегда знает избранных своих и прославляет их, при необходимости, в свое время так, как это угодно именно Ему.

Они уходят, не допев куплетаСодержание