Жизнь поэта, получившего широкое публичное признание и ставшего человеком-легендой, стала неотделимой от постоянных встреч и общения с сонмом самых разных, в том числе и экзальтированных поклонников и поклонниц его таланта, желавших всеми средствами добиться личного расположения у восходящей «звезды». На его дружбу порой претендовали люди откровенно авантюрного склада, типичные проходимцы, пытавшиеся войти в доверие исключительно с целью получения каких-то личных выгод. Все это накладывало на его душу, день за днем, вполне ощутимую тяжесть. Известно, что подобные общения постепенно вытягивают из публичного человека его жизненную силу, каплю по капле. Да, взамен он получает радость признания, допинг адреналина и энергию с других сердец, но этот «энергетический» поток мутен, крайне неоднороден и в любом случае жизни кумиру не прибавляет. Однако это удел почти любой «звезды». Публика — главный атрибут поддержания известности кумира и важный показатель его востребованности.
Продолжалась изматывающая, но любимая работа: популярный молодежный Театр на Таганке, пьесы, гастроли, выступления с песнями на стадионах и в НИИ, в клубах, на квартирах и в кинотеатрах... Появились километры пленок с авторскими записями, пришла уже всесоюзная известность.
С Мариной Влади |
В 1967 году поэт познакомился с 29-летней Мариной Влади, которую он запомнил еще по фильму «Колдунья» (в основе ленты — повесть А.И.Куприна «Олеся»).
Начался новый непростой роман. Его духовный трагизм состоял в том, что на руках у Людмилы Абрамовой, прожившей с мужем семь лет, остались маленькие дети — Никита и Аркадий. Уходить Высоцкому при таком раскладе было крайне сложно и неблагородно (вот когда дети — совершеннолетние, то подобное расставание, если оно уж совсем неминуемо, совершается для них все же чуть легче). Насколько известно, он страшно метался, разрываясь между двумя женщинами. И тогда Людмила Абрамова проявила решительность и великодушие — она сама ушла от Высоцкого, предоставив ему полную свободу действий. Примечательно, что впоследствии Абрамова никогда не осуждала ни Марину Влади, ни Владимира Высоцкого за свою глубокую душевную травму. Тем самым она проявила подлинно христианское качество милосердия и прощения. Людмила Абрамова была верующим человеком (наверное, почти единственным в окружении Высоцкого, кроме Валерия Золотухина).
С Людмилой Абрамовой |
Глядя из настоящего на события минувших лет, испытываешь щемящую жалость от того, что произошел их разрыв. Кто знает, может, Владимир Семенович вместе с Людмилой Владимировной прожил бы гораздо дольше на земле. Она была верной женой, хорошей матерью и красивой талантливой женщиной, ничем не уступавшей М.Влади. Да, Марина привезла в Россию заманчивый дух Франции, показала Высоцкому мир, познакомила со знаменитыми людьми Европы и не раз спасала поэта от разных кризисных ситуаций со здоровьем, но сам факт ее появления, возможно, также стал одной из весомых причин его участившихся нервных срывов. Храм любви на горечи разлуки и на слезах детей построить невозможно. И Высоцкий, несомненно, сердцем это очень хорошо понимал. Ведь сердце у настоящих поэтов — тончайшей чувствительности, его нельзя обмануть. Поэтому Марине было суждено в 1980 году потерять Высоцкого навсегда.
Между тем поэт испытал поначалу столь сильное чувство к «колдунье», что, желая всячески привязать к себе избранницу, не только оформил с иностранкой брак в советском ЗАГСе (а всё это было тогда ох как непросто), но даже хотел с ней тайно обвенчаться. Правда, сама Влади, говорят, отнеслась к этой идее отрицательно. Она была убежденной атеисткой, и подобные обряды были ей чуждыми. Однако не исключено, что ранее она сама, тем не менее, была венчана по католическому обряду с одним из своих прежних мужей, что, собственно, и могло стать главной причиной ее отказа. Но это всего лишь предположение.