Он любил Россию

Владимир Высоцкий

Есть у Владимира Высоцкого и прекрасные песни философского («Автобиография», «Памятник») и лирического характера, где звучат вечные темы любви («Когда вода Всемирного потопа...», «Здесь лапы у елей дрожат на весу», «Скалолазка», «07»), песни, в которых звучат затаенные надежды на лучшее, чистое и светлое («Корабли», «Но вот исчезла дрожь в руках»), утверждается неприятие лжи, измены, низости, цинизма («Штормит весь вечер», «Я не люблю» и др.).

Но вот исчезла дрожь в руках —
Теперь наверх.
Но вот сорвался в пропасть страх
Навек, навек!
Для остановки нет причин,
Иду, скользя.
И в мире нет таких вершин.
Что взять нельзя.
Среди нехоженых путей
Один — путь мой.
Среди невзятых рубежей
Один — за мной.
А имена тех, кто здесь лег
Снега таят.
Среди нехоженых дорог
Одна — моя.

Здесь голубым сияньем льдов
Весь склон облит
И тайну чьих-нибудь следов
Гранит хранит.
И я гляжу в свою мечту
Поверх голов
И свято верю в чистоту
Снегов и слов.
И пусть пройдет немалый срок.
Мне не забыть
Как здесь сомнения я смог
В себе убить.
В тот день шептала мне вода:
«Удач всегда!»
А день, какой был день тогда?
Ах, да — среда...

(«Но вот исчезла дрожь в руках...»)

Шуточные песни поэта — в частности, о спорте, об ученых, о различных житейских ситуациях, в которые попадает человек из соцбыта — роднит доброта и безобидность, дружеское расположение и незлобие, затаенное сердоболие и мораль естественного добра: «Гимнастика», «На дистанции — четверка первачей», «Про прыгуна в высоту», «Песенка о слухах», «Жертва телевидения», «Письмо в передачу “Очевидное — невероятное” с Канатчиковой дачи» и т.д.

Товарищи ученые, доценты с кандидатами.
Замучались вы с иксами, запутались в нулях!
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.

Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь
И корни извлекаете по десять раз на дню.
Ох, вы там добалуетесь, oх, вы доизвлекаетесь,
Пока сгниет, заплеснеет картофель на корню!

...Значит так, в полуторках к Тамбову подъезжаем,
А там рысцой — и не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сольцой ее намять.

...Товарищи ученые, не сумневайтесь, милые.
Коль что у вас не ладится — ну, там, не тот эффект —
Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами.
Денечек покумекаем — и выправим дефект!

(«Товарищи ученые»)

Разве здесь нет подлинно русского народного юмора, меткого, искрометного и незлобного? Кстати, это касается почти всего юмористического цикла его песен, где главными действующими лицами являются персонажи из народных сказок — упыри, лешие, вурдалаки, ведьмы, нетопыри, русалки, змеи-тугарины и т.д. Некоторые спрашивают: а отчего это у поэта, мол, такой нездоровый интерес ко всякой нечисти? Может, в этом выражались личные симпатии его души? Стоит ли идентифицировать поэта с сатирическими персонажами его творчества? Можно задать и встречный вопрос: а когда вы обличаете (если, конечно, обличаете) язвы нашего постперестроечного времени и их непосредственных виновников — разве вы ставите между ними и собою знак равенства?

«Гамлет»

Русские люди многих поколений воспитывались на фольклоре, сказках, и у большинства из нас в детстве была если уж не своя «Арина Родионовна», то хотя бы книга Русских сказок в детской комнате. Конечно, можно поспешить с выводом, что и там, в сказках, — сплошные языческие мифы: какие-то там упыри, ведьмаки...

Однако христианство прекрасно знакомо с этим миром и знает, что фольклорные персонажи народных сказаний суть не что иное, как вариации на тему козней темных духов — чертей или бесов среди людей. Народ же никогда не относился к многоразличным бесам положительно (тогда бы он попросту был не православным, а каким-нибудь арийско-ведическим), но извечно иронизировал, смеялся над ними и в лице православного Ивана-дурака неизменно побеждал все их происки.

Большинство песен Высоцкого на фольклорные темы вполне вписывается в народную канву и по-своему продолжает этот жанр:

В заколдованных болотах — там кикиморы живут.
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты пеший, будь ты конный — заграбастают.
Ну, а лешие так по лесу и шастают —
Страшно — аж-жуть!

(«Песня про нечисть»)

Я — Баба Яга,
Вот и вся недолга,
Я езжу в немазанной ступе.
Я к русскому духу не очень строга.
Люблю его... сваренным в супе.
Ох, надоело по лесу гонять.
Зелье я переварила...
Нет, чтой-то стала совсем изменять
Наша нечистая сила!

(«Куплеты нечистой силы»)

Встречаются среди песен Высоцкого и образцы подлинно народно-фольклорного восприятия жизни.

Ты звонарь-пономарь, не кемарь.
Звонкий колокол раскочегаривай!
Ты очнись, встрепенись, гармонист.
Переливами щедро одаривай!
Мы беду навек спровадили,
В грудь ей вбили кол осиновый.

Перебор сегодня — свадебный.
Звон над городом — малиновый.
Эй, гармошечка, дразни,
Не спеши, подманивай!
Главный колокол, звони.
Маленький — подзванивай!

(«Свадебная»)

Как по Волге-матушке,
По реке-кормилице,
Все суда с товарами,
Струги да ладьи.
И не притомилася,
И не надорвалася —
Ноша не тяжелая:
Корабли — свои.
Вниз по Волге плавая,
Прохожу пороги я,
И гляжу направо я —
Берега пологие.
Там камыш шевелится,
Поперек ломается.
Слева берег стелется,
Справа — подымается.

...Волга песни слышала.
Хлеще, чем «Дубинушка»,
Вся вода исхлестана
Пулями врагов,
И плыла по матушке
Наша кровь-кровинушка,
Стыла бурой пеною
Возле берегов...
Что-то с вами сделалось,
Берега старинные.
Коих стены древние
Церкви да кремли —
Словно пробудилися
Молодцы былинные
И числом несметные
Встали из земли...

(«Вниз по Волге плавая...»)

Что ж — неужели здесь нет любви к России?...

Для полной справедливости следует все же отметить, что передержки и случаи словесного и тематического балансирования на грани морально допустимого у Высоцкого (и не только в его фольклорных разработках) иногда также встречаются. Но что делать? Светских поэтов России словесное хулиганство искушало почти всегда, и за это все они несут ответ в вечности.

Многие песни Высоцкого, скажем еще раз, поднимали настроение людей, снижали (пусть временно) ожесточение, тоску, состояние уныния, напоминали о непреходящих и вечных человеческих ценностях: дружбе и порядочности, верности и чести, к которым от рождения призван каждый человек. Для советского человека, который под игом языческого коммунизма стремительно терял даже мораль естественного добра, все это было немаловажно.

Вы в огне, да и в море, вовеки не сыщете брода.
Мы не ждали его — не за легкой добычей пошли.
Провожая закат, мы живем ожиданьем восхода
И, влюбленные в море, живем ожиданьем земли.

Помнишь детские сны о походах Великой Армады,
Абордажи, бои, паруса — и под ложечкой ком?..
Все сбылось: «Становись! Становись!» — раздаются команды, —
Это требует море — скорей становись моряком!

Наверху, впереди — злее ветры, багровее зори.
Правда, сверху видней, впереди же — исход и земля.
Вы матросские робы, кровавые ваши мозоли
Не забудьте, ребята, когда-то надев кителя!

По сигналу «Пошел!» оживают продрогшие реи.
Горизонт опрокинулся, мачты упали ничком.
Становись, становись, становись человеком скорее, —
Это значит на море — скорей становись моряком!

...Чтоб отсутствием долгим вас близкие не попрекали.
Не грубейте душой и не будьте покорны судьбе, —
Оставайтесь, ребята, людьми, становясь моряками;
Становясь капитаном — храните матроса в себе!

Дом в пять этажейСодержаниеТрагедия поэта