Есть у Владимира Высоцкого и прекрасные песни философского («Автобиография», «Памятник») и лирического характера, где звучат вечные темы любви («Когда вода Всемирного потопа...», «Здесь лапы у елей дрожат на весу», «Скалолазка», «07»), песни, в которых звучат затаенные надежды на лучшее, чистое и светлое («Корабли», «Но вот исчезла дрожь в руках»), утверждается неприятие лжи, измены, низости, цинизма («Штормит весь вечер», «Я не люблю» и др.).
Но вот исчезла дрожь в руках — | Здесь голубым сияньем льдов |
(«Но вот исчезла дрожь в руках...») |
Шуточные песни поэта — в частности, о спорте, об ученых, о различных житейских ситуациях, в которые попадает человек из соцбыта — роднит доброта и безобидность, дружеское расположение и незлобие, затаенное сердоболие и мораль естественного добра: «Гимнастика», «На дистанции — четверка первачей», «Про прыгуна в высоту», «Песенка о слухах», «Жертва телевидения», «Письмо в передачу “Очевидное — невероятное” с Канатчиковой дачи» и т.д.
Товарищи ученые, доценты с кандидатами. Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь ...Значит так, в полуторках к Тамбову подъезжаем, ...Товарищи ученые, не сумневайтесь, милые. («Товарищи ученые») |
Разве здесь нет подлинно русского народного юмора, меткого, искрометного и незлобного? Кстати, это касается почти всего юмористического цикла его песен, где главными действующими лицами являются персонажи из народных сказок — упыри, лешие, вурдалаки, ведьмы, нетопыри, русалки, змеи-тугарины и т.д. Некоторые спрашивают: а отчего это у поэта, мол, такой нездоровый интерес ко всякой нечисти? Может, в этом выражались личные симпатии его души? Стоит ли идентифицировать поэта с сатирическими персонажами его творчества? Можно задать и встречный вопрос: а когда вы обличаете (если, конечно, обличаете) язвы нашего постперестроечного времени и их непосредственных виновников — разве вы ставите между ними и собою знак равенства?
«Гамлет»
Русские люди многих поколений воспитывались на фольклоре, сказках, и у большинства из нас в детстве была если уж не своя «Арина Родионовна», то хотя бы книга Русских сказок в детской комнате. Конечно, можно поспешить с выводом, что и там, в сказках, — сплошные языческие мифы: какие-то там упыри, ведьмаки...
Однако христианство прекрасно знакомо с этим миром и знает, что фольклорные персонажи народных сказаний суть не что иное, как вариации на тему козней темных духов — чертей или бесов среди людей. Народ же никогда не относился к многоразличным бесам положительно (тогда бы он попросту был не православным, а каким-нибудь арийско-ведическим), но извечно иронизировал, смеялся над ними и в лице православного Ивана-дурака неизменно побеждал все их происки.
Большинство песен Высоцкого на фольклорные темы вполне вписывается в народную канву и по-своему продолжает этот жанр:
В заколдованных болотах — там кикиморы живут. («Песня про нечисть») |
Я — Баба Яга, («Куплеты нечистой силы») |
Встречаются среди песен Высоцкого и образцы подлинно народно-фольклорного восприятия жизни.
Ты звонарь-пономарь, не кемарь. | Перебор сегодня — свадебный. |
(«Свадебная») |
Как по Волге-матушке, | ...Волга песни слышала. |
(«Вниз по Волге плавая...») |
Что ж — неужели здесь нет любви к России?...
Для полной справедливости следует все же отметить, что передержки и случаи словесного и тематического балансирования на грани морально допустимого у Высоцкого (и не только в его фольклорных разработках) иногда также встречаются. Но что делать? Светских поэтов России словесное хулиганство искушало почти всегда, и за это все они несут ответ в вечности.
Многие песни Высоцкого, скажем еще раз, поднимали настроение людей, снижали (пусть временно) ожесточение, тоску, состояние уныния, напоминали о непреходящих и вечных человеческих ценностях: дружбе и порядочности, верности и чести, к которым от рождения призван каждый человек. Для советского человека, который под игом языческого коммунизма стремительно терял даже мораль естественного добра, все это было немаловажно.
Вы в огне, да и в море, вовеки не сыщете брода. Помнишь детские сны о походах Великой Армады, Наверху, впереди — злее ветры, багровее зори. По сигналу «Пошел!» оживают продрогшие реи. ...Чтоб отсутствием долгим вас близкие не попрекали. |